О том, как однажды в Горьковском театральном училище встретили Олега Ефремова.

Как-то во время учебы в Горьковском театральном училище — а может, и позже, не помню уже — услышал я такую историю… Сразу предупреждаю, что не знаю, правда это или нет, но, вспоминая наших училищных вахтеров того времени, вполне допускаю, что история эта «имела место быть».

Однажды в Горьковском театральном училище произошел такой случай. Олег Ефремов, один из самых известных в Советском Союзе артистов, а также руководитель одного из самых почитаемых в стране театров, должен был приехать в Горьковское училище в качестве председателя Государственной экзаменационной комиссии. Олег Николаевич не хотел, чтобы его встречали на вокзале, где могла возникнуть соответствующая подобным встречам атрибутика, вроде оркестра, пышных речей и фотовспышек, поэтому заранее предупредил, чтобы его ожидали прямо в здании училища.
В самом училище была проведена самая тщательная подготовка: всё вычистили, всех проинструктировали, всё, что необходимо для торжественной, но теплой и доброй встречи, приготовили (столик вахтера еле умещал на себе все ведра и вазы с цветами, а в кабинете директора был накрыт скромный столик для нескромного завтрака), и вся директорская команда уже стояла наизготовку у входных дверей училища.
Но тут в коридор выбежала секретарша и страшным голосом крикнула директору, что ей звонят из Москвы. Вся команда во главе с Татьяной Васильевной сломя голову бросилась в директорский кабинет, и в этот самый момент открылась входная дверь, и на пороге училища появился Ефремов. Он и шагу не успел ступить, как сразу же лоб в лоб столкнулся с нашим бдительным вахтером. Вахтер, надо сказать, был человеком бывалым. Мигом оценив простоватость посетителя, он в два счета развернул Ефремова на 180 градусов и, крикнув ему в спину: «Куда прешь, алкаш? Не видишь, мы тут Ефремова встречаем?», вытолкал мэтра на улицу.
Вы представляете, каково потом было Татьяне Васильевне объясняться с Олегом Николаевичем?
Впрочем, Олег Николаевич, в мгновение ока вновь очутившийся на тротуаре, и обидеться-то не успел: он сначала растерялся, а потом захохотал. Его знаменитый хохот слышала вся Варварская улица, которая в советские времена носила гордое и романтичное имя террористки Веры Фигнер.

2018 г.

Фотография. Олег Ефремов. Петербург, октябрь 1997 г.

Фотография В. Дюжаева из «Петербургского театрального журнала».