Артист Казанского государственного театра юного зрителя

Михаил Алексеевич Меркушин

Народный артист Республики Татарстан

Среди его ролей — герои произведений Шекспира, Гольдони и Мольера, Пушкина, Островского и Чехова, Брехта и Экзюпери, Булгакова и Шукшина, Стоппарда и Уильямса, Шварца и Эрдмана, Володина и Казанцева. Актерский диапазон Меркушина необычайно широк, созданные образы запоминаются не только внешней выразительностью, но и душевной красотой. Зрители любят и ценят его сценическую искренность, индивидуальность и искрометный юмор. Предельная органичность и правдивость позволили Меркушину создать интереснейшие образы и в спектаклях для детей, наиболее яркими из которых стали Иван-дурак, Колобок и Буратино.

Заволжье, Горький (Нижний Новгород), 1961-1982 гг.

Михаил Меркушин родился 18 декабря 1961 года в городе Заволжье, Городецкого района, Горьковской (Нижегородской) области, там же окончил музыкальную школу, занимался в детской драматической студии при Доме культуры и, не окончив среднюю школу, в 1978 году поступил на драматическое отделение Горьковского (Нижегородского) театрального училища. Учился он на курсе у замечательного педагога, участника Великой Отечественной войны, выпускника Горьковского театрального училища и Школы-студии МХАТ, заслуженного работника культуры России Валерия Семеновича Соколоверова.

Казань, 1982-1985 гг.

В марте 1982 года двадцатилетний выпускник Горьковского театрального училища прибыл в Казанский государственный театр юного зрителя, куда его пригласила дирекция театра, когда он был еще студентом выпускного курса, и с тех пор Михаил Меркушин работает в этом театре актером по сей день. Правда, время от времени ему приходилось покидать Казань, но артист неизменно возвращался в труппу Казанского ТЮЗа.

Первой большой ролью, после которой о Меркушине заговорили в театре, как о молодом актере, подающим надежды, была роль школьника Шафирова в спектакле с многообещающим названием «Гуманоид в небе мчится». Спектакль по пьесе Александра Хмелика был поставлен московским режиссером Еленой Долгиной в июне 1982 года, через три месяца после прихода молодого артиста в труппу театра, и пользовался большим успехом не только у юных зрителей, но и у родителей этих зрителей.

В октябре 1982 года главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств ТАССР Леонид Исаакович Верзуб решил ввести молодого артиста на главную мужскую роль в один из самых интересных спектаклей Казанского ТЮЗа того времени «С любимыми не расставайтесь!», поставленный им по пьесе Александра Володина в сезон 1979/80 гг. Роль Мити, который, по пьесе, разводился со своей любимой женой Катей, имела для артиста Меркушина далеко идущие последствия, поскольку артистка Надежда Кочнева, исполнявшая роль Кати, жила в том же самом театральном общежитии, куда поселили и Меркушина. Сначала партнеры по спектаклю репетировали свои сцены в театре, затем в общежитии, потом играли их в спектакле, а в 1984 году довели этот сюжет до счастливой развязки: Михаил и Надежда поженились, и у них родился сын Митя.

К ноябрю 1985 года у артиста Меркушина уже сложился в Казанском ТЮЗе свой актерский репертуар. Молодой артист с удовольствием играл в сказках. В двух спектаклях, предназначенных для самых юных зрителей, у артиста Меркушина было три роли: две небольших роли (роль жадного мельника и роль плутоватого слуги) в сказке «Ищи ветра в поле» по пьесе Владимира Лифшица (постановка Феликса Григорьяна, 1969 г.) и одна роль, но главная (роль Ивана-Царевича) в сказке «Иван-Царевич» по пьесе Юлия Кима (постановка Бориса Львовича, 1983 г.). К «школьному» репертуару ролей, где у Меркушина уже была роль советского школьника Шафирова, свято верившего в существование «летающих тарелок», прибавилась еще одна роль современного советского подростка: роль суворовца Комарова, музыкально одаренного юноши, сбежавшего со своим товарищем из Суворовского училища в знак протеста против жесткой армейской дисциплины (спектакль «Музыкальный момент» по пьесе А.Л. Александрова, постановка А. Валенского, сезон 1984/85 гг.).

В трех отечественных драмах («Выбор» Алексея Дударева и «Под знаком Марса» Ризвана Хамида в постановке Леонида Верзуба и «Остров» Эдуарда Акопова в постановке Елены Долгиной) артист играл крупные роли «молодых советских современников». Любопытно отметить, что все три роли имели одну общую особенность — все эти персонажи погибали: первый, рядовой Крынкин, в самом начале спектакля разбивался в танке, упавшем в пропасть (далее он действовал уже как представитель потустороннего мира), второй персонаж, Гамир, под конец спектакля погибал, будучи сброшенным с высокой горы, а третий в самом финале тонул в море. Еще одна роль Меркушина: Цыганок из спектакля «Алеша Пешков» по повести А.М. Горького «Детство» в постановке Юрия Благова — тоже примыкала к этой «траурной» группе персонажей. Правда, у этой роли было два существенных отличия: во-первых, Цыганок не был нашим «советским современником», а во-вторых, умирал персонаж прямо на сцене.

Мировая классика была представлена в актерском репертуаре Михаила Меркушина комической ролью ремесленника Питера Клина в спектакле «Сон в летнюю ночь» по пьесе Уильяма Шекспира (постановка Леонида Верзуба, 1982 г.), а современная зарубежная драматургия — ролью красавчика Джима О’Коннора в камерном спектакле «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса (постановка Марины Сальтиной и Леонида Верзуба, 1984 г.).

Отдельно хотелось бы отметить еще одну роль Меркушина — это роль Одуванчика (рядового Лысенкова) в спектакле Леонида Верзуба «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева (1985 г.), где рассказывалось о трагической судьбе простых советских солдат, погибших в Германии незадолго до Победы. Премьера этого спектакля состоялась в канун 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, и суровые ветераны-фронтовики, сидевшие в первых рядах зрительного зала, во время спектакля горячо приветствовали все сцены с участием Одуванчика, от души потешаясь над юным солдатом-недотёпой. Кроме всего прочего, эта роль — роль молоденького неопытного солдатика — стала неким напутствием молодому артисту перед его призывом в армию.

Стерлитамак, 1985-1987 гг.

В ноябре 1985 года Михаил Меркушин был призван на срочную службу в ряды Вооруженных Сил СССР. В армии он окончил военную школу младших авиационных специалистов, после чего служил в одной из воинских частей Стерлитамакского гарнизона. В ноябре 1987 года военнослужащий Меркушин по истечении срока службы был уволен в запас и вернулся в Казань.

Казань, 1987-1989 гг.

В театральный сезон 1987/88 гг. труппа Казанского ТЮЗа вступала во главе с новым главным режиссером театра Борисом Ильичом Цейтлиным. Первые репетиции «вчерашнего солдата» Меркушина с режиссером Цейтлиным закончились для артиста неудачей. Режиссер во время работы над постановкой своего первого спектакля на сцене Казанского ТЮЗа (по пьесе Евгения Шварца «Дракон») снял артиста Меркушина с роли Ланцелота, на которую назначил его при предварительном распределении. Но при этом Борис Цейтлин назначил Меркушина на роль в другой пьесе, репетиции которой шли параллельно с постановкой «Дракона». Это была пьеса Александра Галина «Звезды на утреннем небе». Исполнение Михаилом Меркушиным роли «сумасшедшего физика-ядерщика» Александра, оказавшегося в одном бараке с проститутками, вывезенными из столицы на сто первый километр на время проведения Московской Олимпиады 1980-го года, пришлось режиссеру Цейтлину по вкусу. Апрельские премьеры «Дракона», в которых артист Меркушин все-таки принял участие, исполняя роль Генриха, так же, как и майские премьеры «Звёзд на утреннем небе», весной 1988 года имели в Казани оглушительный успех.

Следующий сезон — 1988/89 гг. — принес Михаилу Меркушину еще две удачно сыгранных роли: роль Ивана-дурака в спектакле-сказке «Про Ивана-дурака» по пьесе Михаила Бартенева и роль матроса Летики в музыкальном спектакле Бориса Цейтлина «Алые паруса» по роману Александра Грина. Следует признать, что оба персонажа: и Иван, прозванный дураком за то, что слишком буквально понимал некоторые фразеологические обороты русской народной речи, и легкий на подъем матросик со шхуны капитана Грея, в голове которого все время пел свои песни вольный морской ветер, — на взгляд других, так сказать, «нормальных» персонажей были людьми «с сумасшедшинкой». Если принять во внимание, что в предыдущем сезоне у Меркушина тоже была роль «не совсем нормального человека», то можно сказать, что два первых театральных сезона после возвращения из армии у артиста стали «сумасшедшим» периодом в его актерской жизни.

К сожалению, под конец второго сезона у семейной актерской пары Михаила Меркушина и Надежды Кочневой обозначились некоторые проблемы, возникшие в процессе работы с новым главным режиссером театра, и артисты приняли нелегкое для себя решение покинуть Казанский ТЮЗ.

Киров, 1989-1991 гг.

Услышав о предстоящем уходе Меркушина и Кочневой из труппы Казанского ТЮЗа, Александр Павлович Клоков, главный режиссер Кировского театра юного зрителя, с которым Надежда и Михаил были знакомы уже не первый год, дружески предложил актерской паре работу в его театре. В течение двух театральных сезонов — с августа 1989 года по июнь 1991 года — казанские артисты успешно работали в Кировском ТЮЗе, пока весной 1991 года в Киров не приехал Борис Цейтлин (уже в должности художественного руководителя Казанского ТЮЗа), чтобы убедить актерскую пару вернуться домой. В начале июня 1991 года Михаил и Надежда тепло попрощались с кировчанами и отправились домой — в Казань.

За время работы в Кировском театре юного зрителя (сезоны 1989/90 и 1990/91 гг.) Михаил Меркушин исполнил на кировской сцене пять запомнившихся ему ролей: маркиз де Шаррон, архиепископ города Парижа — в спектакле «Мольер» по пьесе М.А. Булгакова «Кабала святош» (постановка А.П. Клокова); Алексей — в спектакле «Мурлин Мурло» по одноименной пьесе Николая Коляды (постановка А.П. Клокова); Режиссер — в спектакле «Фартовые девочки» по пьесе Я. Гловацкого «Замарашка» (постановка В.А. Симакина); Артур Доуэль — в спектакле «Голова профессора Доуэля» по одноименному научно-фантастическому роману А. Беляева (постановка Ф.С. Бермана); Гудвин, Великий и Ужасный — в спектакле «Волшебник Изумрудного города» по одноименной сказке А. Волкова (постановка Н.В. Ждановой).

Казань, 1991-1996 гг.

Новый театральный сезон 1991/92 гг. артист Меркушин встретил на родной сцене Казанского ТЮЗа так, словно его «сумасшедший» период конца восьмидесятых годов и не прерывался — сезон открывался премьерой комедии Жана Франсуа Реньяра «Любовное безумие», в которой артист сыграл роль безумно влюбленного юноши Эраста. Дальше — больше: в новой программной постановке Бориса Цейтлина по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани» Меркушин впервые в своей профессиональной жизни исполнил женскую роль. Это была роль корпулентной домовладелицы Ми Дзю, страстно влюбленной в малорослого и худенького Шой Да, роль которого блистательно играла актриса Елена Крайняя. И даже тогда, когда Меркушина наконец-то ввели на «героическую» роль: роль Сергея Белобрыкова в эпическом спектакле Бориса Цейтлина «Погром», поставленном в прошлом сезоне по роману Бориса Васильева «И был вечер, и было утро», последний свой выход на сцену герой совершал, будучи одетым в смирительную рубашку. А уж в детском спектакле «Красная Шапочка», поставленном молодым режиссером Рашидом Загидуллиным по пьесе Евгения Шварца к Новому, 1992-му году, «раздвоением личности» по воле постановщика «страдали» уже все персонажи спектакля. По замыслу режиссера знаменитая сказка Шарля Перро разыгрывалась сто лет тому назад в домашнем кругу некого русского дворянского семейства, поэтому роль Красной Шапочки исполняла любимая внучка Машенька, её дедушка, генерал царской армии, играл Медведя, их лакей изо всех сил пытался изобразить Охотника, а артист Меркушин, будучи в этой постановке интеллигентным отцом Машеньки, в сказочном домашнем представлении являлся Волком, который сначала безжалостно «сжирал» свою тещу — Бабушку, а потом очень весело «поглощал» и свою любимую дочку Машеньку — Красную Шапочку. Этот удивительный спектакль обожали смотреть все зрители: и взрослые, и самые юные!

Два последующих театральных сезона — 1992/93 и 1993/94 годов — существенно расширили горизонты творческих возможностей артиста Меркушина и его актерского репертуара. Надо заметить, что в репертуаре артиста в этот период появились и те роли, амплуа которых были уже хорошо знакомы Меркушину, но и в них имелись свои особые нюансы, каких в его прежних ролях не было. Так, например, в спектакле «Опасные связи» (1992 г.), поставленном по роману Шодерло де Лакло режиссером Алексеем Литвиным, Меркушин сыграл еще одну роль молодого наивного влюбленного: роль шевалье Дансени. Однако судьба этого молодого человека, в отличие от судеб предыдущих комедийных юнцов, сыгранных Меркушиным, драматична. Двое молодых людей: наивный доверчивый юноша и его юная возлюбленная, такая же чистая и наивная, как и Дансени, — оказавшись в руках коварных интриганов и растлителей, превращались в послушных, одурманенных марионеток, исполнявших все грязные прихоти своих кумиров, но в итоге совершали роковые для их судеб поступки: девушка уходила в монастырь, а Дансени, убив на поединке совратителя своей возлюбленной и предав гласности коварные интриги совратившей его герцогини, удалялся из столицы на далекий остров, навсегда покинув высший свет.

В прекрасном спектакле «Золушка» (1993 г.), поставленном режиссером Валентином Ярюхиным и художником Искандером Нугмановым по пьесе Евгения Шварца, артист Меркушин, сыграв роль Принца, сумел открыть в этой роли не только тонкий юмор автора пьесы, но и его глубокий драматический лиризм. Кроме этого, Меркушин также исполнил роль Аладдина в сказке «Волшебная лампа Аладдина» (постановка Бориса Цейтлина) и был введён на роль армейского новобранца Юджина в спектакль режиссера Геннадия Мая «Билокси-блюз» по пьесе американского драматурга Нила Саймона, благо армейский опыт у артиста уже имелся.

Однако самыми значительными работами артиста в этот период стали две роли: роль провинциального актера-трагика Несчастливцева в комедии А.Н. Островского «Лес», поставленной в 1993 году на сцене Казанского ТЮЗа петербургским режиссером Аллой Полухиной, и роль герцога Рауля де Барблё в спектакле Бориса Цейтлина «Полуночный обряд», поставленный в 1994 году по романтической пьесе Михаила Бартенева «Синяя Борода», где роль Терезы, последней возлюбленной легендарного злодея, погубившей герцога Синяя Борода, необыкновенно просто и проникновенно сыграла актриса Роза Хайруллина.

Театральный сезон 1994/95 гг. стал пиковой точкой всего творческого периода Казанского ТЮЗа, прошедшего под художественным руководством Бориса Ильича Цейтлина. В этом сезоне состоялась триумфальная премьера спектакля, поставленного по пьесе Уильяма Шекспира «Буря» (постановка Бориса Цейтлина, сценография и костюмы Юрия Харикова, музыка Станислава Важова), где артист Меркушин исполнил одну из лучших своих ролей того времени: роль Фердинанда, сына короля Неаполитанского.

В ночь на 31 января 1995 года внезапно вспыхнувший пожар полностью уничтожил сцену Казанского театра юного зрителя. Надо отметить, что несмотря на потерю практически всего репертуара, так как в пожаре сгорела не только сцена, но и декорации почти всех спектаклей, труппа театра продолжала свою творческую работу.

В мае 1995 года Казанский ТЮЗ впервые в своей истории, а также впервые в истории всех «детских» и «взрослых» драматических театров Республики Татарстан выезжает со своим единственным спектаклем за границу, в столицу Финляндии город Хельсинки, где в помещении бывшей Канатной фабрики «KAAPELI», переоборудованной в культурный центр, дает несколько представлений спектакля «Буря», вызывая восторг и интерес не только у финской столичной публики, но и у театральных профессионалов. После возвращения в Казань Борис Цейтлин приступает к репетициям нового спектакля по незаконченному роману Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» в рамках Российско-нидерландского театрального проекта «Неточка» совместно с нидерландским детским театром «Huis aan de Amstel» («Дом на Амстеле», Амстердам). В работе над новым спектаклем Бориса Цейтлина приняли участие и артисты Михаил Меркушин и Надежда Кочнева.

В театральный сезон 1995/96 гг. спектакль Казанского Молодежного театра (Казанского театра юного зрителя) «Буря» становится лауреатом Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший драматический спектакль» театрального сезона 1994/95 гг.

Несмотря на самую высокую оценку, данную работе Казанского ТЮЗа российским профессиональным театральным сообществом, сцена театра продолжала лежать в пепелище. Пострадавшему от пожара театру не были выделены средства ни на восстановление сцены театра, ни на участие Казанского ТЮЗа в Российско-нидерландском театральном проекте «Неточка». Мало того, Бориса Цейтлина освободили от должности художественного руководителя театра, понизив до должности главного режиссера, после чего Цейтлин был вынужден уволиться из Казанского ТЮЗа.

Челябинск, 1996-1997 гг.

В конце сезона небольшая группа артистов, в числе которых были и Михаил Меркушин с Надеждой Кочневой, уволилась из труппы Казанского ТЮЗа, чтобы продолжить работу с Борисом Цейтлиным над проектом «Неточка» в Челябинском театре юного зрителя, а через полугодие, по окончании второго этапа работы над проектом, часть этой группы: Надежда Кочнева, Михаил Меркушин и Сергей Мосейко — в январе 1997 года вернулась в Казанский ТЮЗ.

Казань, 1997-2000 гг.

В феврале 1997 года — через месяц после возвращения на родную сцену — артист Меркушин был экстренно введен на роль Файла в замечательный спектакль Казанского ТЮЗа «Продавец дождя», поставленный в ноябре 1996 года Владимиром Фейгиным и Романом Ерыгиным по одноименной пьесе Ричарда Нэша. Эту роль, которая впервые была сыграна артистом на сцене Казанского большого драматического театра им. В.И. Качалова, дружески предоставленной Казанскому ТЮЗу руководством «качаловцев», Михаил Меркушин с неизменным успехом исполнял на сцене Казанского ТЮЗа в течение восемнадцати лет.

Весной 1997 года четыре артиста из труппы Казанского ТЮЗа: Роман Ерыгин, Надежда Кочнева, Михаил Меркушин и Сергей Мосейко — с разрешения руководства театра приняли участие в заключительном этапе работы над Российско-нидерландским театральным проектом «Неточка», который с российской стороны с 1996 года возглавила Российская ассоциация «Золотая Маска». Премьера спектакля «Неточка» в постановке Бориса Цейтлина и Лисбет Колтофф и в исполнении российских и нидерландских актеров состоялась в Москве под конец апреля 1997 года на Малой сцене Государственного академического театра имени Моссовета в рамках Международного фестиваля «Дни Петра I в России», в ходе которого было сыграно шесть представлений спектакля. В Нидерландах премьера спектакля «Netochka» состоялась в Амстердаме под конец июня 1997 года на театральной сцене культурно-развлекательного центра «Westergasfabriek» в рамках Международного фестиваля «Holland Festival». На амстердамской сцене так же, как и в Москве, были даны шесть представлений спектакля. В этом необычном спектакле артисты Меркушин и Ерыгин одновременно исполняли одну и ту же роль — роль музыканта Ефимова, так как по замыслу режиссера эта роль должна была иметь две ролевых ипостаси: Света и Тьмы, поэтому Меркушин играл Ефимова в ипостаси Света, а Ерыгин — в ипостаси Тьмы. Спектакль, поставленный Б. Цейтлиным и Л. Колтофф по незаконченному роману Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова», судя по откликам, вызвал живой интерес у театральной публики не только в Москве, но и в Амстердаме.

В тот нелегкий для Казанского ТЮЗа период, когда в течение шести лет у театра не было собственной сцены, а труппа театра вплоть до театрального сезона 2000/2001 гг. работала без главного режиссера, творческий коллектив театра постоянно пополнял свой репертуар новыми постановками, среди которых были и спектакли, где артист Меркушин исполнил несколько ролей, отмеченных любовью и признанием казанских зрителей.

Блистательная комедия Карло Гольдони «Трактирщица», вошедшая в репертуар театра в сезон 1997/98 гг., в которой Меркушин исполнял роль кавалера Рипафратты (премьера состоялась на сцене казанского Дома культуры строителей), на протяжении семнадцати лет оставалась у казанской публики одним из самых востребованных спектаклей Казанского ТЮЗа. В спектакле «Жажда над ручьем», поставленном в том же самом сезоне режиссером Татьяной Корнишиной по пьесе Юлиу Эдлиса с участием выпускников Казанского театрального училища, влившихся в труппу Казанского ТЮЗа, Михаил Меркушин исполнил роль главаря средневековой воровской шайки Коллена де Кайе, а сам спектакль до 2001 года игрался на сцене Учебного театра Казанского театрального училища. И в том же сезоне на сцене Татарского театра драмы и комедии им. К. Тинчурина состоялась премьера спектакля Казанского ТЮЗа в постановке Геннадия Прыткова по пьесе Дж.Б. Пристли «Стеклянная клетка». У этого спектакля, в котором артист Меркушин выступил в роли Дугласа Макбейна, была счастливая судьба: в дальнейшем он успешно шел на восстановленной сцене Казанского ТЮЗа, снискав любовь и признание казанских зрителей. В сезон 1998/99 гг. Меркушин принял участие в камерном спектакле Романа Ерыгина «Странные люди», поставленном по повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где было лишь две роли: Он и Она, а действие разворачивалось в палате психиатрической лечебницы (премьера спектакля состоялась на Малой сцене Татарского академического театра им. Г. Камала). И, наконец, в сезон 1999/2000 гг. Меркушин исполнил сказочно смешную роль министра Мистигриса в спектакле «Подарок феи», поставленном режиссером Евгением Казанцевым по сказке Эдуара Рене Лефевра де Лабулэ «Зербино-нелюдим» (премьера состоялась на сцене казанского Дома культуры им. X-летия ТАССР).

В то же время в 1998 году Михаил Меркушин, не прерывая своей работы в Казанском ТЮЗе, принял участие в театральном проекте руководителя московской антрепризы «Арт Клуб XXI», продюсера Олега Березкина. На сцене Московского ТЮЗа режиссером Борисом Цейтлиным был поставлен спектакль по роману Уильяма Сарояна «Мама, я люблю тебя!» Главную роль — роль девятилетней девочки — исполнила народная артистка Грузинской ССР Софико Чиаурели, роль Доктора — народный артист Грузинской ССР Коте Махарадзе, роль продюсера — народный артист Литовской ССР Юозас Будрайтис. На роль Мамы-Девочки режиссер пригласил бывшую актрису Казанского ТЮЗа, заслуженную артистку Республики Татарстан Елену Крайнюю, а на роль Папы-Мальчика — артиста Казанского ТЮЗа Михаила Меркушина. Представления этого спектакля в течение полугода ежемесячно шли на сцене Московского ТЮЗа на зрительских аншлагах, привлекая в зрительный зал театра самых разнообразных представителей столичной публики и гостей столицы.

Казань, 2000-2004 гг.

Театральный сезон 2000/2001 гг. в жизни Казанского ТЮЗа был ознаменован двумя долгожданными событиями: во-первых, в результате проведения восстановительных работ театр в начале 2001 года вновь обрел свою сцену, а во-вторых, художественную часть театра после длительного перерыва снова возглавил главный режиссер — Георгий Зурабович Цхвирава, приглашенный руководством театра в преддверии открытия сцены. Первыми постановками нового главного режиссера стали две сказки: спектакли «Колобок, колобок» по одноименной пьесе Натальи Скороход (2000 г.) и «Приключения Буратино в стране дураков» по повести-сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (2001 г.). Артист Меркушин был занят в обеих сказках: в первой он исполнил роль Колобка, а во второй — роль Буратино. Вот так в канун своего сорокалетия актеру удалось сыграть самые золотые роли «классического» тюзовского репертуара, которые запомнились сразу двум поколениям: поколению детей и поколению их родителей.

В последующий период работы Георгия Цхвиравы в Казанском театре юного зрителя, который длился в течение четырех театральных сезонов, артист Меркушин был занят во всех «взрослых» спектаклях, поставленных главным режиссером на сцене Казанского ТЮЗа. В театральном сезоне 2001/2002 гг. Георгий Цхвирава поставил крупный трехактный спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» по знаменитой пьесе Тома Стоппарда в переводе Иосифа Бродского, где артисты Михаил Меркушин и Роман Ерыгин выступили в заглавных ролях. Этот спектакль, музыку к которому написал композитор из Екатеринбурга Александр Пантыкин, свет поставил петербургский художник по свету Евгений Ганзбург, а костюмы и сценографию спектакля создал казанский художник Булат Ибрагимов, стал настоящим подарком для любителей интеллектуально-игрового театра. В 2002 году спектакль Казанского ТЮЗа «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» был выдвинут на соискание Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший драматический спектакль большой формы» сезона 2001/2002 гг. В рамках фестиваля «Золотая Маска» в 2003 году спектакль был успешно сыгран как на московской сцене (в Московском ТЮЗе), так и на петербургской (в Санкт-Петербургском театре Комедии им. Н.Г. Акимова). В сезон 2002/2003 гг. Георгий Цхвирава занял артиста Меркушина в спектакле «Тойбеле и её демон», поставленном по пьесе Ив Фридман и одноименному рассказу Исаака Башевиса Зингера, назначив артиста на роль Менаши. В сезон 2003/2004 гг. Георгий Цхвирава поставил спектакль «Люди древнейших профессий/Дембельский поезд» по пьесам молодых драматургов Данилы Привалова и Александра Архипова, где Меркушину досталась небольшая, но яркая роль, которая именовалась «лицом нерусской национальности», а также в том же сезоне Меркушин исполнил роль доктора Астрова в спектакле Георгия Цхвиравы «Дядя Ваня» по пьесе А.П. Чехова. И, наконец, в свой последний сезон в Казанском ТЮЗе — в сезон 2004/2005 гг. — Георгий Цхвирава назначил Меркушина на комедийную роль Курносого («Энергичные люди») в своем сатирическом спектакле «В профиль и анфас», поставленном по повестям Василия Шукшина «А поутру они проснулись» и «Энергичные люди». Этот спектакль пользовался большим успехом у казанской публики.

В тот же период в 2003 году преподаватель Казанского государственного педагогического института Д.М. Давлетшина предложила Михаилу Меркушину творческое сотрудничество в постановках, которые она ставила в качестве режиссера-постановщика со студентами своего учебного заведения. Плодами этого сотрудничества стали четыре театрально-концертных постановки, представленных на суд студенческой публики города Казани в рамках фестиваля «Студенческая весна» (сначала с участием студентов Казанского государственного педагогического университета, а позже — Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета), где Михаил Меркушин выступил в качестве драматурга и режиссера-репетитора. Для этих постановок Меркушин написал четыре оригинальных пьесы, каждая из которых легла в основу театрально-концертных студенческих представлений: в 2004 году это была «ENIGMA», пьеса о любви, написанная в жанре «студенческого мистик-шоу на почве весеннего авитаминоза»; в 2005 году —  «Джилантау», сказочно-волшебная история, произошедшая во времена основания города Казани; в 2006 году — пьеса «Серебряный Нос», действие которой происходило в Венеции во второй половине XIV века; в 2007 году — «Мы играем Лорку», актерская история о любви и счастье, повествующая о том, как в ходе театральных репетиций пьесы Гарсии Лорки «Кровавая свадьба» между исполнителем и исполнительницей главных ролей возродились любовные отношения, которые связывали их в юности.

Казань, 2004-2005 гг.

В августе 2004 года в Казани в преддверии тысячелетнего юбилея столицы Татарстана на Ярмарочной площади (ныне площадь Тысячелетия) по оригинальному сценарию Михаила Меркушина режиссером-постановщиком Дилярой Давлетшиной с участием профессиональных артистов казанских театров, цирка и филармонии было поставлено уникальное театрализованное площадное представление «Сказание о Казани», в основу которого легла поэма-сказка М. Меркушина «Чинташ и Джавхар», посвященная легендарному основанию города Казани.

Под конец театрального сезона 2004/2005 гг., в тот момент, когда кресло главного режиссера после ухода из Казанского ТЮЗа Георгия Цхвиравы еще пустовало, в театр был приглашен московский режиссер Ансар Халиуллин, который добавил в репертуар театра новый спектакль, поставленный по пьесе Альфреда де Мюссе «Любовью не шутят». В этом спектакле молодой талантливый артист Ирек Галлямов успешно исполнил свою первую главную роль на профессиональной сцене, а артисты Михаил Меркушин, Арсений Курченков и Елена Калаганова выступили в образе Хора, залихватски взяв на себя роль рассказчика и комментатора всех событий, происходивших в этой драматичной истории любви.

Казань, 2005-2013 г.

В августе 2005 года художественную часть Казанского театра юного зрителя по приглашению руководства театра возглавил режиссер Владимир Борисович Чигишев, который оставался на посту главного режиссера Казанского ТЮЗа вплоть до своей безвременной кончины в июне 2013 года.

Первой его постановкой на казанской сцене стал чудесный «детский» спектакль «Дикий» (по пьесе Владимира Синакевича, написанной по мотивам сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок»), премьера которого с большим успехом состоялась накануне новогодних каникул в декабре 2005 года. Артист Меркушин исполнил в этом спектакле сразу три разнохарактерных «птичьих» роли: Индюка, Второго гуся и Первого лебедя.

А во второй половине театрального сезона 2005/2006 гг. Владимир Чигишев поставил на сцене Казанского ТЮЗа свой первый «взрослый» спектакль — спектакль по пьесе Алексея Казанцева «Бегущие странники», повествующий о судьбах первых бизнесменов и бизнесвумен новой России времен девяностых годов XX века. В этом спектакле артист Меркушин сыграл роль Дмитрия, любовника главной героини пьесы, жизнь которого трагически обрывалась в одном из каналов города Амстердама.

В ноябре 2006 года художественный руководитель Русского драматического театра им. Л.В. Варпаховского (г. Монреаль, Канада) Анна Леонидовна Варпаховская предложила Михаилу Меркушину в феврале-марте 2007 года принять участие в театральном проекте театра, который включал в себя репетиции спектакля «Средь бела дня» по комедии А.Н. Островского «Волки и овцы» с последующим гастрольным туром по городам Канады и США. После того, как главный режиссер Казанского ТЮЗа Владимир Чигишев дружески предоставил актеру возможность временно прервать свою работу на казанской сцене, а директор оформил для него творческий отпуск на два месяца, Меркушин дал свое согласие на участие в проекте. В спектакле «Средь бела дня» (в постановке режиссера Григория Зискина и художника Давида Боровского) Михаил Меркушин исполнил роль Аполлона Мурзавецкого. Его партнерами были замечательные актеры: заслуженная артистка РСФСР Анна Варпаховская, народный артист России Александр Дик, народный артист Грузинской ССР Борис Казинец, заслуженные артисты РСФСР Сергей Приселков и Екатерина Райкина, заслуженная артистка России Наталья Мерц, актер, музыкант и шансонье Станислав Холмогоров, актеры Эдуард Зиновьев и Ирина Карева. Спектакль Русского драматического театра им. Л.В. Варпаховского был тепло встречен русскоязычной публикой Монреаля, Торонто, Ванкувера, Чикаго, Бостона, Нью-Йорка, Сан-Франциско и других городов Северо-Американского континента. После окончания гастрольного тура Михаил Меркушин продолжил свою актерскую работу в Казанском ТЮЗе.

Надо отметить, что за все время работы Владимира Чигишева в Казанском ТЮЗе, то есть в течение восьми сезонов, артист Меркушин ни разу не назначался на главные роли в спектаклях театра. Вероятно, это было вызвано тем обстоятельством, что в 2007 году, возвратившись из творческой поездки в Канаду и США, Михаил Меркушин поступил на заочный факультет Литературного института имени А.М. Горького и ему два раза в сезон приходилось отлучаться из Казани в Москву на довольно длительный срок учебных сессий.

Тем не менее, в этот период артист успешно исполнил в новых спектаклях Владимира Чигишева несколько интересных и ярких ролей: в сезон 2006/2007 гг. Меркушин сыграл роль доктора Ливси в спектакле «Остров сокровищ» по знаменитому роману Роберта Льюиса Стивенсона, в сезон 2007/2008 гг. — роль доктора Зубрицкого в комедии Нила Саймона «Дураки», в сезон 2008/2009 гг. — роль карточного шулера Семена Петровича в пьесе Алексея Пояркова «Татарин маленький», в сезон 2009/2010 гг. — роль Жеронта, отца Люсинды в комедии Жан-Батиста Мольера «Лекарь поневоле», и, наконец, в сезон 2010/2011 гг. — роль Кассио в трагедии Уильяма Шекспира «Отелло».

В этот период параллельно с работой в театре Михаил Меркушин начал работать на «Радио «Эхо Москвы» в Казани» со своим проектом «Казанские старости». Программа «Казанские старости», в которой радиослушателям ежедневно по будням сообщались новости, произошедшие в Казани день в день сто лет тому назад и освещенные в казанской периодической печати столетней давности, выходила в эфир с сентября 2008 года по апрель 2014 года. Все материалы для программы Меркушин подбирал в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского, после чего сам составлял и редактировал тексты для ведущих. Бессменными ведущими программы «Казанские старости» были Надежда Кочнева и Михаил Меркушин. Эта программа запомнилась и полюбилась многим казанским радиослушателям того времени.

Казань, 2013-2014 гг.

В 2013 году Михаил Меркушин окончил Литературный институт им. А.М. Горького (семинар драматургии под руководством И.Л. Вишневской, С.Н. Есина и В.Ю. Малягина).

В театральный сезон 2013/14 гг. Меркушина ввели на роль мусорщика Альфреда Дулиттла в блистательный спектакль Владимира Чигишева «Пигмалион, или История одного пари» по комедии Бернарда Шоу «Пигмалион», премьера которого состоялась уже после смерти постановщика (сезон 2012/13 гг.), а в следующем сезоне он был введен на роль Жигалова (отца невесты) в спектакль  «Свадьба с генералом», который считался самым стильным спектаклем Владимира Чигишева на сцене Казанского ТЮЗа (спектакль был поставлен в сезон 2009/2010 гг. по комедии А.П. Чехова «Свадьба»).

Казань, 2014-2020 гг.

В декабре 2014 года на должность главного режиссера Казанского ТЮЗа был назначен молодой режиссер Туфан Рифович Имамутдинов, уже знакомый коллективу театра по его постановке пьесы Дмитрия Богославского «Любовь людей», премьера которой состоялась в Казанском ТЮЗе в июне 2014 года.

Первая роль, которую артист Меркушин исполнил в спектаклях нового главного режиссера Казанского ТЮЗа, была ролью пирата Джакомона в увлекательном детском спектакле «Джельсомино в стране лжецов», поставленном в сезон 2015/16 гг. по пьесе М. Меркушина, написанной по мотивам одноименной сказки Джанни Родари. Затем была роль Честолюбца, которого казанские зрители прозвали «Человеком с летающей шляпой» — её Меркушин успешно сыграл в спектакле Туфана Имамутдинова «Маленький принц», поставленном в том же сезоне по одноименной повести Антуана де Сент-Экзюпери. А в следующем сезоне (2016/17 гг.) артисту Меркушину было доверено исполнение главной роли — роли Семена Семеновича Подсекальникова — в спектакле «Страсти по Семену Семеновичу», который был поставлен Туфаном Имамутдиновым по великолепной комедии Николая Эрдмана «Самоубийца».

Далее у артиста последовали роли, на которые Меркушин изначально не назначался, но в силу сложившихся в театре обстоятельств был призван приступить к работе над ними уже в ходе шедших репетиций. Следует признать, что после выхода спектаклей на публику, зрители высоко оценили исполнение Меркушиным этих ролей. В первую очередь это роль господина Ибрагима в спектакле режиссера Ильгиза Зайниева «Господин Ибрагим», поставленном в сезон 2017/18 гг. по роману Эрика-Эммануэля Шмитта «Господин Ибрагим и цветы Корана». Затем Меркушин исполнил роль Савелича в спектакле «Капитанская дочка», поставленном по одноименной повести А.С. Пушкина режиссером Ильгизом Зайниевым в сезон 2019/20 гг. И завершила этот ряд актерских работ роль Криворукова в спектакле «Зимняя сказка для взрослых», поставленном Туфаном Имамутдиновым по одноименной пьесе М. Меркушина в сезон 2019/20 гг.

Остаётся только добавить, что в Казанском театре юного зрителя по пьесам Михаила Меркушина были поставлены не только сказка для детей «Джельсомино в стране лжецов» и «Зимняя сказка для взрослых», но и другие спектакли, в которых автор пьесы не был занят в качестве исполнителя.

Литературно-драматургическая часть Казанского государственного театра юного зрителя. 2020 г.

Фотография: М. Меркушин в роли Савелича в спектакле Казанского ТЮЗа «Капитанская дочка». Фотограф Рамис Назмиев. 2019 г.